Поезд дальше не идет

Главная Общество
Кемерово
16:54 3 Августа 2017
Автор: Sibnovosti.ru
версия для печати Ico_print

Одним из самых заметных событий прошлой недели стала публикация Ространснадзором итогов проверки подмосковных электричек. Инспекция была вызвана инцидентом в апреле, когда в московском районе Кунцево столкнулись пассажирский электропоезд и грузовой состав, пишет «Росбалт». В результате аварии за медицинской помощью обратились 30 человек, восемь были госпитализированы. По данным источника «Коммерсанта», масштабной проверке подверглись моторвагонные депо Перерва, Домодедово, Апрелевка, Нахабино и Лобня. В результате выяснилось, что в депо наблюдаются многочисленные технические и технологические нарушения работы электропоездов, в том числе тормозных и противопожарных систем.

«Поезда ремонтировались формально: акты подписывались, но ремонт выполнялся некачественно», — сообщил источник издания. По его версии, по итогам проверки весь подвижной состав, прошедший ремонт, потенциально может быть отставлен, могут быть закрыты пути моторвагонных депо и запрещены ремонты. Сама служба по итогам проверки выдала предписание, в котором говорится о закрытии ремонта только в моторвагонном депо ТЧ-3 Перерва.

Такое положение дел может быть следствием «либо коррупции, либо служебного несоответствия, либо речь идет о круговой поруке в ремонтном комплексе ОАО „РЖД“ и ЦППК», цитирует главу «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова «Коммерсант». По мнению эксперта, заказчик не мог не замечать отсутствия необходимого ремонта, значит, в ближайшее время можно ожидать санкций в отношении лиц, ответственных за нормальную работу пригородного сообщения

Несмотря на то, что в самих РЖД выводы опровергли и заверили, что вся система работает исправно, а безопасность для перевозчика превыше всего, сам факт случившегося ставит серьезные вопросы перед госкорпорацией. Ведь с момента смены руководства РЖД, когда амбициозный Владимир Якунин был сменен на технократа из Минстранса Олега Белозерова, прошло два года. А значит, новый менеджмент уже достаточно долго проводит преобразования. Но похоже, пока без нужного результата (по крайней мере, в том, что касается электричек). Напомним, что именно регулярные скандалы вокруг пригородного сообщения были одной из главных претензий к Якунину и, вероятно, сыграли не последнюю роль в его отставке. В начале 2015 года в стране случился настоящий железнодорожный коллапс — были отменены более 300 пригородных маршрутов в разных регионах. В дело пришлось вмешиваться президенту Владимиру Путину, после поручения которого электрички вернули в расписание.

Стоит отметить, что состояние пригородного состава в регионах разнится. Так, московская Центральная пригородная пассажирская компания, которая и подверглась упомянутой проверке, самая богатая и успешная в своем ряду. В 2016 году ЦППК перевезла более 540 млн пассажиров, в январе—мае этого года 230,3 млн. По СПАРК, выручка ЦППК по РСБУ в 2016 году — 38,7 млрд руб., чистая прибыль — 81,3 млн руб. Что же тогда может происходить с подвижным составом в регионах, где нет таких доходов и возможностей поддерживать железнодорожный транспорт в должном состоянии.

Не секрет, что регионы продолжают испытывать проблемы из-за существующей схемы работы электроподвижного состава. Региональные власти постоянно отмечают, что не готовы компенсировать неэффективные затраты ППК. Они указывали, что примерно 80—85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у РЖД.  Чиновники с периферии называли эти цифры «непрозрачными», отказывались их принимать и, как следствие, — выплачивать госмонополии компенсации.

К примеру, регионы не устраивает необходимость оплачивать из бюджетного кармана полупустые длинные электрички. Так, в Смоленской области власти отказались дотировать прямой маршрут Москва — Гагарин, где курсировали 11-вагонные электропоезда. Перевозчик закоротил маршрут до станции Можайск и нашел возможность заказать у ОАО «РЖД» четырехвагонные (в пользу таких поездов, как правило, делают выбор в Европе) электрички для местных рейсов Можайск — Гагарин. Однако это решение обернулось неудобством для пассажиров, которым теперь приходится делать пересадку в Можайске.

У перевозчиков нет технической возможности регулировать длину поездов в зависимости от спроса. У РЖД, в принципе, такая возможность есть, но для этого необходимо в корне менять технологию подготовки в рейс, алгоритмы оборота пригородных электричек, работы локомотивных бригад и т. д. Пока же этих изменений не происходит. Варианты решения проблемы, обнаружившей себя еще в 2015 году, не обнародуются. Возможно, их и нет.

Между тем, судя по данным СМИ, проблемы РЖД, существовавшие еще при прежнем менеджменте, пока никуда не делись. Так газета «Ведомости» опубликовала данные отчета KPMG, согласно которым, порядка 80% договоров на обслуживание вагонов Федеральной пассажирской компании, заключено с единственным поставщиком. Обоснованность этих закупок, полагают аудиторы, носит формальный характер — вплоть до того, что по договорам о разных предметах мотивировка одна и та же. В некоторых договорах аудиторы усматривают признаки фиктивности. Например, в контракте ФПК с компанией «Трансремком» от 30 апреля 2014 г., как отмечает издание,  не указаны место проведения работ, спецификация электросистем и устройств, которыми должны быть оборудованы вагоны. Расшифровка содержания работ в договорах отсутствует. Аудиторы обнаружили, что в среднем в 2013—2015 гг. группы связанных между собой контролировали 70% материальных затрат ФПК — за вычетом платежей в адрес РЖД, заработной платы и амортизации. 

И это лишь одна небольшая история, связанная с одной из дочерних компаний корпорации. Логично предположить, что речь идет о все тех же управленческих проблемах, которые должны решаться внутри компании, а не за счет региональных средств. В конце концов, на кону стоит безопасности миллионов пассажиров, которые к тому же являются огромной армией избирателей. Эксперты не исключают, что в условиях, когда борьба с коррупцией становится одной из главных тем политического сезона, в ближайшее время в отношении монополии могут последовать какие-то выводы политического руководства страны.

Материал опубликован на сайте «Росбалт», автор Дарья Истомина

По материалам «Росбалт»

Новости Кемерово: В Кузбассе назначен и. о. замгубернатора по строительству

В Кузбассе назначен и. о. замгубернатора по строительству

16 Июля 2018 г.
Сегодня у врио губернатора 14 заместителей
Новости Кемерово: В Кузбассе молодожены устроили свадьбу на велосипедах

В Кузбассе молодожены устроили свадьбу на велосипедах

15 Июля 2018 г.
Первая велосвадьба в регионе состоялась в Кемерово
Новости Кемерово: В Кемерове начинается демонтаж здания ТЦ «Зимняя вишня»

В Кемерове начинается демонтаж здания ТЦ «Зимняя вишня»

14 Июля 2018 г.
Работы должны быть завершены к 1 сентября
Новости Кемерово: Работа золотодобытчиков, загрязняющих реку Кия в Кузбассе, остановлена

Работа золотодобытчиков, загрязняющих реку Кия в Кузбассе, остановлена

13 Июля 2018 г.
Причиной изменения цвета воды стала глина
Новости Кемерово: Суд обязал владельца «Зимней вишни» расторгнуть договор с арендатором

Суд обязал владельца «Зимней вишни» расторгнуть договор с арендатором

13 Июля 2018 г.
На месте сгоревшего ТРЦ планируется разбить сквер
Новости Кемерово: Власти Кузбасса будут ремонтировать дороги после жалоб в соцсетях

Власти Кузбасса будут ремонтировать дороги после жалоб в соцсетях

12 Июля 2018 г.
Дорогу проинспектировал врио губернатора Сергей Цивилев
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Кемерово: Суд обязал чиновников обеспечить холодной водой комплекс «Шерегеш»

Суд обязал чиновников обеспечить холодной водой комплекс «Шерегеш»

11 Июля 2018 г.
Сейчас вода либо подвозится, либо берется из пробуренных скважин
Новости Кемерово: Кемеровскую ГРЭС обязали снизить вредные выбросы в атмосферу

Кемеровскую ГРЭС обязали снизить вредные выбросы в атмосферу

12 Июля 2018 г.
Назначен штраф в размере 80 тысяч рублей
Новости Кемерово: ЦОФ «Березовская» обогатит для «Кокса» 11,8 млн тонн угля за три года

ЦОФ «Березовская» обогатит для «Кокса» 11,8 млн тонн угля за три года

11 Июля 2018 г.
Сумма сделки не превысит 6,6 млрд рублей
Rss_45